- Софи — Софья Владимировна Б. ("Странная история")
- Смотри также Литературные типы произведений Тургенева
"Девушка лет 17-ти, тоненькая, худенькая; хозяйничала в доме отца, за братьями и сестрами наблюдала, хотя и мало походила на хозяйку и воспитательницу. Лицо у ней было круглое, с маленькими, приятными, но неподвижными чертами, совсем детское, а душа каменная, непроницаемая. Голубые глазки, под высокими, тоже неподвижными, неровными бровями, глядели внимательно — почти изумленно, точно они начали замечать что-то для них неожиданное; иногда этот взгляд был странен, даже "дик", пухлый ротик, с приподнятой верхней губой, не только не улыбался, но, казалось, не имел этой привычки вовсе; на щеках нежными продолговатыми пятнами, не прибавляясь и не уменьшаясь, стояла розовая кровь под тонкой кожей. Пушистые белокурые волосы висели легкими гроздьями с обеих сторон небольшой головы". Голос у С. "был тихий, медленный, а выговаривала она каждое слово, точно недоумевала... Несомненное выражение искренности в ее глазах не выкупало того, что в них было необычного. Говорила мало и неохотно, слушала внимательно, с тем же выражением задумчивого изумления..." "В ней не замечалось и тени кокетства... Общее впечатление, производимое этой девушкой, было не то чтобы болезненное, но загадочное". Софи казалась X. "не просто робевшей провинциальной барышней, но существом с особенным, неясным отпечатком..." "Жалость возбуждала в X. эта молодая, серьезная, настороженная жизнь..." В выражении лица С. не было ничего "идеального", но она была "не от земли сея". Называли ее "чудачкой", но Софи имела "свои незыблемые и неискоренимые убеждения". Она допускала "чудеса"; по ее мнению, "нужно только веру иметь — чудеса будут", а "начало веры — самоотвержение и уничижение". Она полагала, что "всякий обязан делать то, что ему кажется правдой", что гордость человеческая, гордыня, высокомерие — вот что надо искоренить дотла, волю сломить... "Мертвых душ нет; они бессмертны и могут всегда явиться, когда захотят, — они постоянно окружают нас". С. ищет "наставника, который сам бы показал, как жертвуют собой". У нее "слова не рознились с делом". В конце концов С., "хорошо воспитанная молодая, богатая девушка, бросила все и всех, родной дом, семью, знакомых, махнула рукой на все привычки, на все удобства жизни" и пошла вслед за "юродивым Васенькой", чтобы "сделаться его прислужницей", "с новым именем Акулины". "Софи-Магдалина пожертвовала всем тому, что она считала правдой, в чем видела свое призвание". В это время "она очень похудела, кожа загрубела и приняла изжелта-красный оттенок загара, нос заострился, и губы обозначались резче; но она не подурнела; только к прежнему задумчиво-изумленному выражению присоединилось другое, решительное, почти смелое, сосредоточенно-восторженное выражение. Детского уже в этом лице не оставалось ни следа..."
Критика: Д. Н. Овсянико-Куликовский проводит параллель между С. и Лизой (ниже). По мнению критика, С. "при всей своей прямолинейности, при всем упорстве и изумительной способности к своего рода мученическому подвигу — натура слабая, дряблая, без своей воли, без своей личности. Она загипнотизирована в прямом смысле этого слова, и ее душевный мир относится к области психопатологии". [Этюды о Т.]
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.